Мур и подкаст к десятой серии. На всякий случай повторюсь, оффтопом тут мои комментарии, Мур такого не говорил.
- Эта серия замечательна тем, что от изначальной задумки практически не отошла. А такое редко случается. С лёгкой руки Эйка её называют "Биг Маком", ибо тоже "guilty pleasure". Возможность полетать, пострелять и вообще повеселиться. Сериал-то про авианосец в космосе с кучей врагов. Изначально, когда сериал задумывался, уже знали, что постоянных "военных" серий не будет. Столько денег взять было неоткуда, да и сам Мур сериал видел в первую очередь драмой, и только потом уже сайфаем и экшеном. Поэтому в центре внимания не вайперы с рейдерами, а персонажи.
- К слову о персонажах, в том числе для этому ему Лора и понадобилась. В отличие от оригинального сериала, в этом президент не только есть, но от неё и большая польза. В частности возможность сыграть на противопоставлении военных-гражданских и напряжении между ними, что придаёт жанру большую реалистичность. Нельзя же Адаме позволить совсем всеми постоянно командовать. И пресс-конференции показывают дабы зрители прониклись, что одним только офисом президентская деятельность не ограничивается, масштаб там большой. (Дальше идёт утверждение, что "президент за подиумом отвечающий на вопросы прессы это всем нам знакомый образ президента", но это кому как, по-моему)
- Опять вспомнил про СтарТрек. Там Энтерпрайз летает на двигателе с антиматерией. О принципе работы написано множество книг, но вкратце - материя сталкивается с антиматерией, получается энергия и кораблик летит. В оригинальном БСГ было сказано, что корабль летает на топливе под названием тилиум. Его нужно найти, переработать и корабль заправить. Муру идея понравилась, очень она к ретро-технологическому стилю нового сериала подходила. Так что вместо антиматерии или ядерных реакторов колонисты с сайлонами сохранили тилиум. Удобная вещь, которая периодически может заканчиваться, за ним нужно следить и вообще хорошее ограничение. Заодно очередной отход от принятого в сайфае.
- Сценаристами этой серии были Дэвид Веддл и Брэдли Томсон, которые работали с Муром над Deep Space 9, и которые были первыми людьми, которых он в свою команду в БСГ затащил. С Томсоном у них общее любительское увлечение военной историей, и у того большой словарный запас тактического и технического жаргона. А Веддл практически его противоположность, периодически пишет для LATimes, написал биографию Sam Peckinpah (не знаю этого актёра).
- Обратно к сайлонам. Даже если бы были деньги, всё равно нельзя каждую серию воевать с сайлонами. Потому что их каждую серию пришлось бы побеждать. А с такой статистикой сайлонам очень сложно сохранять имидж опасного непобедимого и несокрушимого противники. С подобной проблемой Мур уже раньше столкнулся в Треке с Боргами. Они как раз и создавались как непобедимые и неостановимые, но получились такими классными, что их постоянно использовали и постоянно побеждали. И вскоре Борги перестали быть страшными. Поэтому с БСГ было сразу решено, что битв будет не очень много, они будут страшные, потери будут реальные и никаких чудесных спасений с помощью компьютерного вируса в последнюю минуту не будет (Серьёзно? А я помню вирус.) Всё будет настолько по-настоящему, насколько телевизионный формат позволяет.
- Глобальная мифология БСГ тоже в какой-то степени взята из оригинального сериала. Тот начинался прологом "There are those who believe that life here began out there" и дальше рассказ про то что, некоторые верят в влияние инопланетян на пирамиды и индейцев Майя. Таким образом идея о том, что когда-то на Земле были инопланетяне как-то на развитие человечества повлиявшие была частью оригинального сериала. Раздумывая над новой версией БСГ Мур довольно рано решил, что эту идею он хочет сохранить. Не слишком на ней заострять внимание в минисериях и начале сериала, потому что сначала нужно было разобраться с персонажами и миром, а потом уже начать потихоньку зрителю представлять и более грандиозные мифологические концепты. Так что в последних сериях первого сезона зрителю покажут, как Лора начинает соображать, что связь есть не только между ними и считающейся мифом Землёй, но существует и история, которая больше рассказываемой, и все они часть этой бесконечной истории. В частности об этом уже говорил Каре Леобен, цитируя писание и "Аll of this has happened before and all of this will happen again". Мур эту фразу всегда любил, потому что если склероз ему не изменяет, то так начинается диснеевский Питер Пэн ("All this has happened before, and it will all happen again", почти дословно). И ему нравится как сама фраза, так и связь получившаяся. Питер Пэн это ведь такой символизм относительно фантазии, реальности и взросления, и Муру нравится, что это причастно к мифу о том, что всё повторяется.
- Большая Доска, как её называли на площадке, это порождение творческой и денежной проблем. Творческая проблема заключалась в том, что зрителю нужно было как-то объяснить хитрый тактический план. С такой же проблемой Мур неоднократно сталкивался и в Треке. И там тоже денег никогда не хватало показать всё в космосе. И даже если деньги достать удавалось - корабли на чёрном фоне космоса не есть безусловно понятная вещь, с тем кто куда зачем движется и как это соотносится с остальными - большие проблемы. Как вариант, можно сделать имитацию компьютерного экрана и показать всё на ней. Можно даже объяснить специалистам по спецэффектам, что на этом экране должно быть. Проблема опять в том, что выглядеть будет красиво, но разобраться в этой красивости смогут только специалисты. Так что приходится жертвовать техничностью ради того, что бы было ясно, что же это на экране. И в итоге результатом оказывается "эта точка - это мы, а вот та точка к нам движется - это они". Никакой тактики уже сюда не помещается. Поэтому самые удачные космические битвы, это чем проще, тем лучше. Когда есть всего два корабля и нет лишних проблем. Когда идеи космоса и компьютерной графики отбросили, решили вернуться к фильмам о Второй Мировой. А там ставили подписанные фигурки на карту и двигали их, дабы получить нужную визуальную картину (всё равно про третье измерение ни один монитор на Галактике не помнит.) В качестве примеров фильмов Мур называет Sink the Bismark!, Tora! Tora! Tora! и Midway. Но, насколько он знает, космос такую идею ещё не использовал. А им вот понравилось. Хотя в погоне за реализмом они сначала планировали использовать однотипные модельки соответствующим образом подписанные. Но это слишком скучно смотрелось и слишком сложно понималось. Поэтому их технолог предложил не мучиться, а использовать нормальные модельки. Идею Мур сначала хотел отвергнуть, слишком уж это было просто, но потом согласился и сейчас очень этому рад, потому что нужного результата они в итоге достигли.
- Линию с Кариным коленом Мур любит за чувство continuity сериала (кто найдёт русский аналог - с меня печенька). Он очень хотел сохранить это ощущение того, что никакой перезагрузки в конце серии не устраивают. И нет на Галактике волшебного лазарета, который персонажей между сериями делает такими же, какими они были в начале сериала (а я в паре мест была бы совсем не против, чего уж там). Вот и мучается Кара с повреждённым коленом, причём второй раз уже повреждённым. Изначально она в Академию Колониального Флота поступила именно получив спортивную стипендию, как игрок в пирамиду, собиралась потом играть профессионально (они с Ли так похожи изначально оказывается), но повредила колено, пришлось срочно искать другое призвание, тут она села в вайпер и поняла, что он оно, то самое её истинное призвание. Ну и обратно к колену, Мур опять повторяет, что с такой историей и с такой травмой нельзя просто встать и пойти. А тут им ещё эта история дала возможность оставить лучшего пилота позади, не взяв её на задание.
- Конфликты между персонажами Муру нравятся больше обычного простого товарищества. Поэтому он любит в этой серии диалог Кары и Ли. Обычно в таких ситуациях участники свой страх прячут и диалоги выглядят как "- Да справитесь вы без меня - Но с тобой было бы лучше". А тут Кара не уверена, что Ли без неё справится, а Ли хочет доказать, что она не права и справится он прекрасно.
- Единственное серьёзное изменение в этой серии, это каприканская линия. Изначально эта серия должна была быть девятой, а девятая - десятой. Но потом Мур решил, что серию про паранойю лучше всего делать сразу же после того, как Леобен нужную идею заронил, поэтому серии местами поменяли, а в них пришлось менять местами каприканские сцены. А вообще подобную сюжетную линию Мур считает весьма нетрадиционной для сайфайных сериалов, потому что она мало того, что медленно развивается, так зрителям ещё нужно помнить, что в прошлой серии было. И то, что зрители БСГ подобный стиль приняли его очень радует.
- Диалог Ли с отцом. Их отношения очень долго определялись смертью Зака и их чувствами по этому поводу. И вот, наконец-то, они из этого выбрались и сейчас дело совсем не в Заке, а в том насколько Адама в своего сына верит или не верит. Тут Ли понимает, что про него думают окружающие. Мур подобный вариант считает очень интересным - красивый героический главный пилот понимает, что ни его лучший друг, ни его отец в его способности не верят. Вот отец пришёл дал ему талисман на удачу, не верит, что он без него вернётся. Старбак ему тактику разжёвывать пытается. Но в Ли есть ярко выраженная решимость, он настойчивый и так просто не сдаётся, и наверняка его неоднократно уже в жизни подобным образом недооценивали. (Действительно интересный вариант точки зрения)
- Одним из волнений было то, что с Шерон зрители запутаются. Как это она сразу в двух местах, которая из них Шерон и что вообще происходит. (Нет, мне правда иногда кажется, что они зрителей за идиотов держат) И было очень много дискуссий на тему, как дать зрителям возможность отличить одну от другой, что бы было ясно, что их две, даже если не ясно, почему их две (точно за идиотов). После избиения Шерон на Каприке проблема решилась тем, что у неё на лице до сих пор остались синяки, а у второй их не было. Поэтому сразу ясно, какую показывают. (ушла думать, что тут нeясного)
- Про тактический план и неожиданности. Муру очень нравится, что полностью зрителям план не рассказали. Потому что они ждут, что сейчас сайлоны сотворят что-то неожиданное, и к грядущему сюрпризу готовятся. Но как Галактика на эту неожиданность ответит они тоже не знают. В общем подобные драматически сцены стараются сделать такими, что бы с одной стороны зрители знали, чего примерно ожидать, и что сейчас что-то непредвиденное будет, а с другой - непредвиденное должно быть действительно непредвиденным.
- Вопреки распространённому мнению о том, что авторам нового БСГ нравится танцевать на могиле оригинального и протыкать его колышком, они на самом деле БСГ-78 любят. Например, среди дизайнеров много фанатов оригинала, поэтому во флоте периодически появляются модельки родом оттуда. Вот например, Colonial Movers, корабли, в которых прячутся вайперы, родом как раз из оригинального БСГ. Это была идея специалистов по спецэффектам, Муру она очень понравилась.
- На бои очень сильно повлияли реальные бои самолётов с авианосцев, например из обех Воин в Заливе. Правды жизни придерживаться старались, но это не всегда получалось, и пилоты или военные без труда найдут кучу ошибок, которые можно покритиковать. Но цели снять нечто документальное и не стояло, это всё-таки драматический сериал, который должен ощущаться реальным. Тут нужно именно ощущение реализма. Что бы было известно, что этого не происходило, но чувствовалось бы, что происходило. Так что хотя консультантов тщательно нагружают, всё равно приходится постоянно идти на компромиссы.
- Ли влетающий через туннель на сайлонскую базу это практически неприкрытая отсылка к Звёздным Войнам (о, я угадала). За это Муру даже не стыдно, потому что настоящая битва с выбором цели, обманками и подавлением ПВО уже была. А это не столько сюжетный приём, сколько развитие персонажа. Ли должен был сделать что-то сумасшедшее, в стиле Кары. В этом и был весь смысл. Что бы Аполло изобразил из себя Старбак, доказав себе и окружающим, что он на такое способен.
- Единственное, что Мур сказал ответственным за спецэффекты, это что бы туннель выглядел сложным, но не невозможным. Вайпер летит не так уж и быстро, туннель не такой уж и узкий, так что всё по эту сторону возможного. Заодно тут показали, что космические корабли, это космические корабли, законые аэродинамики у них другие. Они могут остановиться, перевернуться и тому подобное. В общем, законы физики в космосе. Если взять более широкую картину, Муру нравятся моменты, когда вайперы ведут себя как истребители, потом внезапно останавливаются, переворачиваются и дальше ведут себя как истребители.
- Обычно сцен с описанием "веселится и ликует весь народ" Мур боится, потому что они получаются плоскими и наигранными, но в этом сериале на удивление подобной проблемы нет. И создаётся ощущение, что это настоящие люди с настоящими чувствами. И это самый главный ключ к реализму, принять персонажей как людей из плоти и крови. После того, как переступишь эту черту и в них поверишь, будешь и радоваться их победам и переживать поражения.
- Балтар и Шестёрка. Балтар дошёл до того, что приходится посмотреть кругом и подумать, что же происходит. Он в принципе рациональный учёный, но как бы ему не хотелось отрицать существование богов, особенно сайлонского бога, но наблюдения показывают, что вещи действительно происходят так, как обещает ему Шестёрка. И особенно в этой серии и впрямь чувствуется рука бога. И не только в этой. Вопрос в том, что это говорит Гаю Балтару, скептику и атеисту. У него в сознании накапливается всё больше доказательств в пользу того, что возможно, бог действительно существует, и дело не в чипе в его голове или подсознательной шизофрении, а может быть бог действительно таким странным способом с ним разговаривает.