Подкасты к 11й и 12й серии жадничают, так что я пока нашла DVD-комментарий Джейн Эспенсон к 4й серии.
- Изначально эта серия была второй половиной третьей серии. К тому моменту, как сценаристы уместили в третью серию всё, что хотели, выяснилось, что они размахнулись на семьдесят страниц. Концом второго акта был нынешний конец третьей серии, где Джозеф рассуждает о том, что надо бы им с Грейстоуном потери сбалансировать. Так что вместо того, что бы сжимать сценарий его наоборот растянули на две серии, устроив из поворотного момента в середине серии клиффхангер в конце.
- Сцены в GDD Эспенсон было особенно интересно писать, потому что это были как бы кусочки процедурки в сай-фай, возможность для разнообразия заняться другим жанром в том же сериале.
- Момент, когда показывают семью Клариссы, где две пары лежат в кровати, Эспенсон считает очень важной для определения её брака именно как группового брака, а не как кучи людей в общежитии. Но при этом она очень и очень удивлена, что им всё-таки разрешили её показать в сериале.
- Бюджет на спец-эффекты у Каприки был меньше, чем у БСГ, но вскоре выяснилось, что спец-эффекты требуются практически каждой сцене. Робот, электронная бумага, виды города, виды из окон, телевизионные экраны и так далее, никаких космических битв даже не потребовалось.
- Изначально в Каприке задумывалось гораздо больше юмора, чем оказалось. Люди там такие, приземлённые и в депрессии, постоянно попадающие в нехорошие ситуации, так что решили, что для сериала правильнее, если комедия будет проявляться в небольших человеческих моментах.
- Джозеф замечательный персонаж, терзающийся. Он пытается из ограниченных вариантов выбрать тот, который позволит ему получить то, что он хочет, при этом вторым слоем пытаясь понять, чего же он всё-таки хочет. Он хочет вернуть Тамару, но возможно ли это, он хочет справедливости, но справедлива ли месть и какую цену он ради этого согласен заплатить.
- В процессе написания сценария выяснилось, что Аманда будет против того, что бы Дэниел появлялся в шоу Сарно, но при этом ему приходится согласиться на это появление из-за её собственного выступления. Обычно в сериалах двойные стандарты подобных аргументов пытаются замаскировать, но здесь решили, что пусть так и будет. Аргументы Аманды в стиле "Я на телевидении выступала случайно, а ты специально собираешься", никакой критики не выдерживают, ну так у людей обычно так и бывает. Сама она в них верит, для неё всё логично, хотя на самом деле - сплошные эмоции.
- Решение показывать попеременно то Зои, то робота сначала было попыткой экономии средств, но стало одной из самых удачных находок сериала.
- Когда нужно было писать сцены с Рут (бабушкой Вилли) впервые после пилота, то стандартное "будь хорошим мальчиком, слушай папу, не общайся с гангстерами" Эспенсон написать просто не смогла, ибо скучно это всё уже неоднократно было. А вот если Рут будет не исправлять Вилли, а подталкивать его туда же, куда его тянет дядя Сэм, то это интересно, работает на остальную историю, и неожиданно для зрителей.
- У съёмочной группы есть специальный документ, куда собрали данные по Двенадцати Колониям. Их правительство, население, экспорт, культуру, религию и множество других деталей. Помимо того, что каждую планету пытаются создать визуально, хотят показать специфику мира ещё и в текстах диалогов. Поэтому подобная информация очень полезна при написании сценариев. (Дайте мне документик почитать?)
- Мур говорил про Галактику, что должен быть такой момент, когда начинаешь подозревать, что всё это время болел не за того человека. По мнению Эспенсон в Каприке такая сцена это когда к Аманде приходит GDD за вещами Зои. Вначале сочувствуешь Аманде, ибо пришли тут всякие и выносят вещи дочери из дома, а потом понимаешь, что она пытается помешать расследованию террористического акта, где погибла куча людей. И приходится усомниться, на чьей же быть стороне.
- Мамы Лейси на экране нет, хотя в ранних версиях сценария она была. В той сцене Лейси приходит домой, а по всей гостиной разложены детали ещё одного "Серджа", которого чинит её мама. Потом посчитали сколько уйдёт денег на кастинг актрисы и спецэффекты для разобранного робота и решили, что позволить себе ради одной проходной сцены такого не могут. Но упоминание того, что у Лейси мама механик осталось, как ещё один показатель того, что в том мире нет деления на мужские и женские профессии.
- Кое-кто в GDD сливает ценную информацию, но сценаристы долго не могли решить, кто же именно из агентов. По мнению Эспенсон, это даже хорошо, ибо таким образом они никак не могли раньше времени эту информацию раскрыть.
- Хотя Рут с Джозефом разговаривают про куриные косточки, режет в это время Рут кролика. Ибо курица это банально, а кролик - гораздо более жестоко, они ведь такие пушистые. Вообще Рут живущая в доме с зятем и внуком и занимающаяся домашним хозяйством, это так традиционно, что не совсем колониально. Поэтому Эспенсон всячески пыталась подчеркнуть её жёсткость, тем же кроликом, татуировками на руке, а потом ещё обещают рассказ о её прошлых делах с тауронской мафией. Работа против стереотипа женской роли тёщи.
- Монологов и шуток для Сарно Эспенсон написала 12 страниц, с запасом на будущее. Шутки не самые хорошие, зато в стиле и со структурой подобных земных, только колониальные. Эспенсон специально искала шутки классиков и на их основе писала. Очень хороший способ заполнить свободное время сценариста. Актёру сценарий был дан, но было сказано не слишком его придерживаться, и вести себя так, как будто это наполовину импровизация. Ещё Эспенсон понравился момент, когда Сарно объявляет рекламу и сериал уходит на рекламу. Она боялась, что этот момент передвинут, но его оставили.
- Когда Аманда выходит на сцену, ей наперерез пытается броситься одна из работниц съёмочной группы Сарно. Эспенсон рассказывает, что многие зрители почему-то сочли, что это была она, и послали ей кучу писем, твиттов и прочего, поздравляя с успешным камео. На самом деле её в это время даже в Ванкувере не было, но всё равно приятно, что столько людей хотя бы примерно представляет, как она выглядит.
- Всё вместе шоу Сарно занимает на бумаге 18 страниц, хотя в сериалах сцена больше трёх страниц это уже редкое явление. Но если выпустить их на сцену на минуту и заставить как можно быстрее всё оттарабанить, то никто не поверит, ибо все слишком много подобных шоу видели и знают, как они на самом деле проходят. Так что пришлось дать персонажам поговорить столько, сколько нужно.
- Брак Дэниела и Аманды очень старались сделать таким, что бы зрители за них болели, ведь между ними столько конфликтов. В начальной версии сценария у Аманды был роман на стороне, но его вырезали ещё до прихода Эспенсон, чему она очень рада. Для неё это пара из разряда тех, где не смотря на количество проблем чувствуешь, что они всё равно друг друга любят и должны быть вместе, и хочешь что бы они были вместе.
- На самом деле почему конкретно Джозеф передумал убивать Аманду так и не сформулировали, потому что ни одна причина не была достаточно весомой. У самой Эспенсон была версия, когда Джозеф слышит, как Вилли и Рут молятся о смерти своих врагов, и тогда его ударяет. И была ещё куча других вариантов, но ни одна из них не казалась достаточно правильной. Поэтому оставили вариант, что он с самого начала был не слишком уверен, не думал как будет он жить, после того как это исполнится. Сама Эспенсон не слишком довольна, что нет определённого момента осознания, что нет, Джозеф на такое не способен, получилось гораздо более размыто. Хотя актёр всё что требовалось показал прекрасно.
- Была дискуссия на тему того, каким именно врачом работает Аманда, варианты были невролог или пластический хирург. Остановились на втором. По мнению Эспенсон, сделать её неврологом было бы с других точек зрения полезно, но это всё равно, что использовать профессию "космического специалиста" что бы показать, что кто-то умный. Не понятно на самом деле там эта профессия или кодом для "посмотрите, она умная". А пластический хирург ещё и работает на мир Каприки, особенно когда известно, что скоро там будут "манекены". Эспенсон только жалко, что Аманду не удалось как следует вернуть на работу, но так уж история повернулась.