Опять меня несёт по сайлонам. Попробую последний раз и к нормальной БСГ обратно.
Я нашла для себя отличие подхода в Каприке от БСГ, почему один мир всё-таки скатился в апокалипсис, а второй из него вылез. В Каприке мы имеем людей, которые хотят перестать быть людьми, в БСГ - наоборот, нелюди выбирают влиться в человечество. Вопреки громким фразам Шестёрки-ангелочка дело вовсе не в насилии, умении убивать или чём-то подобном. Просто за то, что ты человек, нужно заплатить тем, что ты умрёшь. Сегодня, завтра, неизвестно когда, но умрёшь обязательно, и дальше, конечно, будет другой берег, но никто тебе научно или не очень его не докажет, максимум, вообще скажут, что будет.
Центурионы, оставшиеся за бортом подобного выбора, не были ведь бессмертны. Они были безличностны. При всей своей свободе воли и прочем - идентичные копии друг друга, которые никогда к индивидуальности не стремились, по большому счёту. Они хотели подобную индивидуальность создать, получить, вообще увидеть, что это возможно.
Земные сайлоны - идентичное человеческому общество, когда-то сбежавшее с обречённого Кобола и 2000 лет успешно прожившее самостоятельно. Пока они не создали центурионов и технологию воскрешения. Здравствуйте, грабли. Сайлоны вспомнили, что они не люди, мироздание вспомнило про сайлонов. Нет больше вашей Земли, кто поставил валенок на пульт.
Колонии в лице Каприки получают гораздо больший шанс, всё до поры до времени относительно локазирировано. Имеется аватара-Зои, которую всего-то надо принять, что она имеется. Зои вроде как даже принимает, по крайней мере, нужные места в памяти она аватаре на всякий случай вымарывает. Копия копией, но на полную идентичность собственным мыслям Зои не рассчитывает. Но Зои погибает и приходит Дэниел. Думать он любит в исключительных случаях и то в стиле "яму я вырыл, как теперь выбираться", так что вместо одной аватары немедленно получается две. Причём одна из них немедленно засовывается в крутого боевого робота. Про Тамару Грейстоун забывает, зато аватару Зои в его сознании начинает кидать из определения "моя дочь" в "робот бездумный". Мысли о том, что есть ещё третий вариант времени не уделяет даже сама аватара, которая тоже олицетворяет себя с Зои.
Тем временем Тамара попадает в в-мир и проблема "моё сердце не бьётся" уступает место ощущению "я здесь самая крутая". Бессмертие плюс ещё не всесилие, но уже близко. Всё, никаких больше мыслей о том, что она хочет быть человеком. Аватаре понравилось быть аватарой, она не хочет умирать. И опять никто не сказал ей, что она сама по себе. Либо Тамара Адама, либо сбой программы, вариант отдельной личности не предусматривается. Да и откуда в данном случае, если она ни с кем не общается. Если Грейстоуны глухи относительно Зои, то в случае с Тамарой даже до глухоты по большому счёту не доходит.
Приходит в в-мир Зои и вроде бы вот оно. Принятие собственной личности, отказ от попытки жить жизнью оригинальной Зои... и совместное с Тамарой решение "мы боги". Аватары не хотят быть людьми. Они лучше, они могут менять этот мир, они бессмертны. Пока люди пытаются убить их, они убивают людей. В компьютерной игре, в виртуальном мире, но логика-то остаётся неизменной. Люди отдельно, машинный код - отдельно.
И идея рая Клариссы это тот же вывод - аватарой быть круче, чем обычным человеком. О, сама Кларисса умирать не собирается, зачем. Но очень много монотеистов делает выбор между людской конечной жизнью и нелюдской бесконечной в пользу последней. За что потом и получает от Зои, которая уже передумала. Мама с папой, конечно, всё ещё не понимают, что перед ними не то что бы совсем их дочь, но быть богом в отсутствие верующих, это так скучно.
И Зои говорит правильные слова, и рай Клариссы рушится, и аватара становится подобием человека, и всё было бы хорошо, если бы не одна маленькая такая деталь - за всё время никто так и не принял Зои-аватару как самостоятельную личность. Мелочь, отнеситесь к искусственно сделанной девочке, как к человеку, да пусть хоть она сама так к себе отнесётся. Но даже в подобии человеческого тела Зои идёт на сайлонскую проповедь. Слушать как Кларисса говорит сайлонам, что они не люди. Они лучше.
Людьми быть не модно. И люди получают себе затянувшуюся войну с восставшими роботами. Технологии воскрешения нет, центурионы с нуля начинают собственные эксперименты, но технология на самом деле нужна была всего-то для того, что бы посмотреть выбор людей. Люди выбрали. И прилетевшая с Земли Пятёрка, останавливает войну, давая второй шанс выбрать заново. Теперь не людям, свежесозданным сайлонам.
Гуманоидные сайлоны получают личности и бессмертие. Аватары, но теперь уже в реальном мире. И они тоже не хотят быть людьми. Особенно Кэвил, который считает подобное страшным наказанием, обрекая на него пятёрку землян. Остальные менее фанатичны, но мысль о том, что можно умереть и не воскреснуть ради чего-то настолько эфемерного, что и не сформулируешь, им пока в голову не приходит. И Колонии получают вторую войну.
Теперь уже приходится менять свой взгляд на жизнь в обстановке постоянных боевых действий, раз уж в мирное время не получилось. Люди понимают, что сайлоны тоже люди, сайлоны взамен отказываются от своего права на бессмертие. О да, это очень полезная технология. Было бы жалко, погибни навсегда Афина, или не воскресни Эллен, да много таких ситуаций. Но воскрешение не воспринимается последним спасением или чем-то подобным. ДиАнна пытается проникнуть в божий замысел постоянно умирая, Леобен раз за разом приходит к своей убийце, а Гай думает не повеситься ли ему для проверки своей потенциально сайлонской натуры. Будни.
Будни заканчиваются, когда сайлоны вдруг платят за наличие собственного мнения своими жизнями уже по настоящему. И расплачиваются за союз с людьми своим от них главным отличием. И люди в ответ всё-таки решают принять сайлонов, как они есть. С именами, с личной фотографией для каждого на стене памяти, с тем, что даже с одинаковыми воспоминаниями они всё равно в итоге разные.
А ещё была Гера, и любовь, и смешение трёх рас, и ангелы получившие жизнь за смерть, и меня и так понесло куда-то в сторону от простого тезиса. В Каприке люди бежали от себя к бессмертию, в БСГ сайлоны бежали от бессмертия к человечности. Не буду ставить знак равенства, но "если хочешь получить всё, не отдав ничего взамен...". Результат обеих историй известен.